«Умные» навигаторы для трассопоиска

trassopoisk_v_rossijskih_realijahСовременный город – это не только лишь гулкие улицы и проспекты, жилые кварталы и деловые центры, да и многие тыщи км различных коммуникаций, пронизывающих землю. Под толщами асфальта и железобетона укрыты вены и артерии крупного города – газовые магистрали и системы канализации, водопроводы и теплосети, силовые и сигнальные кабели. При этом там же, по соседству, заржавевают и заброшенные, отслужившие собственный срок трубы, добавляя заморочек тем, кто по долгу службы должен обслуживать эту запутанную систему кровоснабжения.
Томные последствия случайных ошибок

Чем крупнее и старше город, тем больше плотность и сложность различных сетей и, очевидно, выше риск их случайного повреждения при строй и ремонтных работах. В одной только Москве каждый год фиксируются сотки таких случаев.

В большинстве случаев от строителей мучаются силовые кабели, упрятанные под землю. Не дальше как twelve августа two thousand twelve года на Мичуринском проспекте, где идет строительство дома, произошел разрыв 2-ух электрических кабелей мощностью ten кВт каждый. В итоге повреждения полосы от энергоснабжения были отключены fourteen домов. Фактически в тот же денек на скрещении улиц Веневская и Краснолиманская рабочие повредили кабель мощностью six кВт.

Этого оказалось довольно, чтоб бросить без электроэнергии четыре жилых строения, детский сад и котельную.

«Разрывы инженерных коммуникаций не просто наносят вред городку, – негодовал, обращаясь к виноватым, Александр Максименко, заместитель управляющего Департамента городского строительства г. Москвы. – Ваша халатность может привести к катастрофы. Что, если вы разорвали кабель и обесточили рядом стоящую поликлинику, а в это время там идет несколько операций? Мы должны на сто процентов исключить такие случаи!»

Но самыми небезопасными числятся повреждения подземных газопроводов, ведь часто они приводят к наисильнейшим пожарам и даже жертвам. В Екатеринбурге twenty eight февраля two thousand twelve года при проведении строй работ гидромолотом был задет магистральный газопровод. Из-за трагедии и опасности взрыва пришлось эвакуировать обитателей нескольких домов и детских садов.  В том же месяце при подобных обстоятельствах строители повредили газопровод в г. Сарапуле (Удмуртия).

В итоге остались без газа, теплоснабжения и жаркой воды twenty тыс. обитателей городка, три больницы и twelve детских садов!

По воззрению профессионалов, одной из обстоятельств таких происшествий является отсутствие у подрядчиков и ответственных организаций достоверных карт расположения подземных коммуникаций, по которым можно точно ориентироваться при проведении строй либо земельных работ.

Во всех случаях, когда под землей, в «змеином клубке» коммуникаций, необходимо найти разыскиваемую «нитку», не обойтись без специального оборудования — трассоискателей. Благодаря их использованию сводятся к минимуму опасности случайных повреждений коммуникаций. Не считая того, эти приборы посодействуют значительно уменьшить временные и денежные издержки на их ремонт и сервис за счет четкой локализации обрывов либо протечек и уменьшения объемов земельных работ.

Как считает Валерий Андреев, генеральный директор компании «Ростовнефтехимпродукт», даже при наличии карт, где указаны имеющиеся трассы, ремонт старенькых и прокладку новых трубопроводов лучше начинать с уточнения расположения коммуникаций. Часто имеющиеся схемы очень устарели либо составлены с большенными погрешностями. Ошибки в данном случае обойдутся очень недешево – в особенности если идет речь о подземных промышленных магистралях с ядовитыми либо пожароопасными жидкостями либо газами.

Максим Рустамов, управляющий отдела продаж компании ООО «Мега», специализирующейся на поставках и производстве исследовательских комплексов, выделяет несколько категорий возможных юзеров трассопоискового оборудования. Сначала, это строй организации, специализирующиеся как строительством построек и сооружений, так и прокладкой различного рода коммуникаций – от трубопроводов до подземных силовых линий. Также подобные приборы представляют полностью тривиальный энтузиазм для ремонтно-эксплуатационных компаний ЖКХ, городских водоканалов, электросетевых компаний, также больших компаний, связанных с энергетикой, нефтегазовой и нефтехимической индустрией.
Малость о принципах

Активное внедрение трассоискателей в практику ремонтных и сервисных служб на Западе вышло более полвека вспять. Тогда обширное распространение получили приборы, использующие принцип электрической индукции. 1-ые сведения о применении данного способа для локации подземных кабелей относятся к one thousand nine hundred ten году. Как говорят историки, с самого начала фаворитные позиции в этой области заняли южноамериканские разработчики.

Так как в США кабели в большинстве случаев монтировались открытым методом, на столбах либо мачтах, основной задачей трассоискателей было определение положения подземных трубопроводов.

Существует два способа обнаружения подземных объектов при помощи электрической индукции. Пассивный метод основан на том, что в кабеле уже находится «штатный» переменный электронный ток (50-60 Гц). Сигнал в полосы детектируется средством приемника-локатора.

При всей простоте технологии с ее помощью очень трудно выделить разыскиваемую трубу либо кабель в критериях огромного количества коммуникаций, проложенных в конкретной близости друг от друга.

Активный способ предполагает конкретный ввод в линию электрических импульсов определенной частоты от генератора, которые фиксируются при помощи приемника-локатора. Вначале таковой метод употреблялся для локализации заморочек и поиска изъянов электронных и телефонных кабелей. На жилы кабеля подавался электронный сигнал, а вдоль трассы шел оператор с приемником, определяя ее положение. В месте разрыва либо недостатка мощность принимаемого сигнала изменялась.

Этот высокочувствительный метод отлично подходит и для железных трубопроводов различного предназначения, ведь сталь, чугун, медь, алюминий отлично проводят электронный ток. Более того, этот способ может применяться и для поиска полимерных труб, армированных железным кордом либо снабженных сигнальным проводником.

С массивным генератором трассы можно детектировать на глубине до eight м с высочайшей точностью. При этом для неглубоко залегающих трасс (менее 1-2 м) может быть обнаружение даже без прямого подключения генератора − его можно расположить на поверхности земли.

«Оптимальная частота для действенной локации находится в зависимости от типа грунта, типа трубы либо кабеля и многих других причин, − ведает Максим Шагалин, управляющий отдела продаж компании Tool Profi (г. Санкт-Петербург), оператора на рынке продаж специального инструмента и прочистных работ. − Потому трассопоисковые приемники и передатчики ведущих глобальных производителей могут работать на различных частотах – от нескольких герц до сотки килогерц. При этом выбор рабочей частоты может быть как автоматический, так и устанавливаться вручную».

Для обследования глиняних, полимерных и бетонных трубопроводов, в каких есть ток воды и к которым есть конкретный доступ, используются водонепроницаемые плавающие зонды-передатчики. Это устройство движется по течению, а его перемещение отслеживается с поверхности земли при помощи приемника-локатора.

Другой вариант предполагает внедрение трассопоискового оборудования в процессе видео обследования трубопроводов. Если видеоголовка снабжена маленьким передатчиком, то оператор с приемником может с большой точностью локализовать место засора либо повреждения трубы.
Приборы умнеют

«Хотя за прошлый век принципы поиска укрытых коммуникаций не поменялись, точность локации, наглядность отображения инфы и удобство использования современных устройств неоднократно возросли, − считает Андрей Макаров, директор русского подразделения компании RIDGID, ведущего мирового производителя проф инструмента для монтажа и эксплуатации трубопроводов. – К примеру, для заслуги лучшей чувствительности трассоискатель может сам избрать лучшую частоту сигнала − это принципиально в критериях «грязного» эфира и когда под землей проходит сходу несколько трасс».

Также Андрей Макаров отмечает, что повсевременно улучшается информативность мониторов, на которых на данный момент в режиме реального времени показываются все нужные характеристики — глубина коммуникации, направление движения к ней, интенсивность сигнала и т.п. На дисплее устройства даже может формироваться приятная схема расположения коммуникаций. К примеру, трассоискатель Seek Tech SR60 способен сразу «видеть» до 3-х подземных коммуникаций, «рисуя» на большенном мониторе карту их расположения и пересечений. Благодаря многонаправленным антеннам увеличивается чувствительность устройства и миниатюризируется возможность ошибок.

Оператору больше нет необходимости ходить зигзагами по исследуемой местности – стоит только надавить на кнопку питания и избрать тип подходящей трассы, а устройство сам отыщет ее и покажет на дисплее. Таковой подход позволяет воспользоваться локатором даже работникам с низкой квалификацией и фактически без специального обучения.

«Конечно, для хоть какого трассоискателя важны точность и чувствительность детекции подземных объектов, но юзеры выше всего ценят в таких устройствах простоту, интуитивно понятное управление и удобство использования, — гласит Максим Рустамов («Мега»). – Более половины наших клиентов уже имеют в собственном арсенале какой-нибудь российский либо ввезенный трассоискатель. Часто такие приборы демонстрируют только характеристики электрического поля, и чтоб выяснить, где размещена коммуникация, необходимо создавать дополнительные вычисления. Потому когда в руки строителей либо ремонтников попадает современный устройство с огромным экраном, понятным зрительным представлением инфы о расположении нескольких коммуникаций, то они принимают решение в пользу обновления трассоискателя».

Оборудование для трассопоиска, предлагаемое сейчас ведущими производителями, позволяет сформировывать самые различные комплекты для тех либо других целей. Кто-то обслуживает только электросети промышленных частот и обходится пассивным способом, покупая один приемник-локатор. Но если есть необходимость обнаружения трубопроводов, лучше иметь в комплекте генератор либо передатчик.

«Если появляется задачка работать с протяженными коммуникациями, имеет смысл избрать мощнейший генератор – до ten Вт, который позволяет уверенно детектировать трубопроводы либо кабели на дистанции до two км от места подключения, − ведает Антон Милюшкин, инженер по продажам русского подразделения компании RIDGID. – А для локации пластмассовых и глиняних труб (к примеру, канализационных и водоотводящих сетей, обнаружения сточных коллекторов) подходят передатчики-поплавки поперечником всего forty мм».

Как отмечает Максим Рустамов («Мега»), большинству клиентов трассоискатель нужен просто для того, чтоб решить «копать либо не копать», отыскать свои коммуникации либо не разрушить чужие. Но перед компаниями с широким трубопроводным хозяйством (таких как Газпром, Роснефть и пр.) всё почаще встают задачки по нанесению на карту собственных подземных сетей, и тут возникает необходимость в таких дополнительных функциях трассоискателей, как привязка к GPS и регистрация приобретенных данных в виде отчетов.
Задачи и перспективы

Российский рынок только «пробует» продукцию ведущих глобальных производителей. По свидетельству Лилии Плехановой, управляющего отдела продаж компании «Объединенные информационные технологии», поставляющей на русский рынок высокотехнологичное оборудование узнаваемых западных брендов, основными покупателями трассопоискового оборудования в Рф являются ремонтно-эксплуатационные организации, которые занимаются обслуживанием промышленных и коммунальных трубопроводов. Возможный российский клиент при выборе ориентируется в основном на стоимость.

И в целом спрос на такие приборы пока достаточно низок – многие предпочитают работать «вслепую» либо использовать устаревшее оборудование, оставшееся с русских времен.

Вобщем, внедрение сверхтехнологичного трассопоискового оборудования непредотвратимо заходит в российскую культуру выполнения строй и ремонтных работ. Подрядчики и коммунальные службы на собственных ошибках обучаются считать средства и изучить землю под ногами, до того как начать вгрызаться в нее экскаваторами либо забивать сваи. Остается возлагать, что с течением времени благодаря таким устройствам в наших городках будет происходить всё меньше ЧП, прорывов и аварий.
Пресс-служба компании RIDGID